Азарова И.В., Беляева И.М., Евстафьева Р.И.,
Захаров В.П., Левашова Л.Г., Нюкша Ю.П.,
Скворцова О.В., Старова Е.В. 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТОГРАФИЧЕСКИХ БАЗ ДАННЫХ ПО ПРЕВЕНТИВНОЙ
КОНСЕРВАЦИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

        Создание фактографических баз данных (БД), регистрирующих состояние библиотечных фондов, является ядром информационного обеспечения работ по консервации документов в Библиотеке Российской академии наук (БАН).
Информация из фактографических БД в первую очередь ориентирована на обеспечение насущных работ по сохранению документов. Она может также использоваться в целях уменьшения затрат, связанных с ведением документации, при планировании выставок и реставрационных работ, создании библиографических указателей, для подготовки списка приоритетов на случай аварийной ситуации.
Стратегия технологии создания фактографического описания библиотечных фондов в БАН предполагает последовательное расширение числа фондов и проведение следующих операций: (а) анализ структуры данных, непосредственно связанных с параметрами сохранения фондов, (б) разработка информационных карт-описаний фонда, фиксирующих эти структуры, (в) составление научных описаний структуры данных в виде инструкций по заполнению карт, (г) практическое описание фондов с использованием карт-описаний. 
Перечисленные задачи определяют набор параметров и полей карты-описания фонда рукописей, разработка которой лежит в основе описываемой ниже технологии.
        Работа с фондом соответственно технологической схеме включает в себя несколько этапов, которые осуществляются специалистами-экспертами по консервации и хранителями библиотечных фондов.
        Этап I. Анализ фонда для составления план-отчета по консервации
        На этом этапе берется за прототип описание фонда «иностранных рукописей» по схеме, определенной в инструкции по заполнению информационной карты. В качестве результата анализа выводится распределение фонда по следующим общим параметрам:
- по категориям: «рукописная книга» и «рукописный документ»;
- по категориям ценности: условно «платина», «золото», «бронза», «медь».
        Распределение фонда по параметрам состояния каждого документа и его повреждений, от которых зависит выбор работ по консервации:
- выделение документов фонда, имеющих биологические повреждения, и распределение их по группам типов повреждений (микологических, энтомологических), а также по четырехбалльной шкале степени повреждений (высокая, средняя, низкая, без повреждений), из которых следует задание на проведение гигиенической обработки, дезинфекции, дезинсекции;
- распределение документов фонда по категориям наличия и состояния переплетов и обложек и распределение их по группам для помещения в контейнер, инкапсулирования, конвертирования, обертки;
- распределение документов фонда по категориям качества переплетов, обложек («кожа», «пергамент», «ткань», «бумага» и т.д.) и распределение их по группам заданий на умягчение, чистку, ремонт, реставрацию, реконструкцию;
- распределение документов фонда по категориям состояния блока, тетрадей, листов, форзацев, элементов декора и распределение их по группам заданий на ремонт, реставрацию;
- распределение документов фонда по величине Ph и помещение их в группу заданий на нейтрализацию;
- распределение документов фонда по наличию металлических украшений и помещение их в группу заданий на защиту от металла;
- распределение документов фонда по категориям состояния текста, иллюстраций и распределение их по группам заданий на прокладку, фотофиксацию, фотореставрацию, закрепление;
- распределение документов фонда по категориям очередности консервации с учетом их ценности и степени повреждений: «первая», «вторая», «третья.
        Этап II. Планирование работ по консервации
    На основе предыдущего анализа фонда выявлено распределение фонда по группам повреждений и критических состояний, которые требуют выполнения соответствующих мероприятий. Планирование работ по консервации предполагает также проведение последующего контроля за ходом выполнения работ. Ключевым пунктом данного этапа является выбор способов консервации, каждый из которых должен быть охарактеризован по следующей схеме:
- (план) - вид консервационного мероприятия; норма времени на его выполнение; количество и виды материалов для его проведения; количество и виды химических реактивов; количество документов фонда, для которых необходимо проведение данного мероприятия; общее количество времени на выполнение мероприятия данного типа; расчетное количество специалистов и их квалификация;
- (отчет) - вид консервационного мероприятия; фактическое время на выполнение данного мероприятия; план на год (в часах и объемах); выполнение работ в первом полугодии (часы, объемы, проценты); выполнение работ во втором полугодии (часы, объемы, проценты); выполнение работ за год (часы, объемы, проценты); исполнители (Ф.И.О., квалификация); примечания.
        Этап III. Рекомендации хранителям
    Этап осуществляется вслед за проведением анализа фонда. Он позволяет регулировать условия хранения фондов, в частности, данные анализа задают рекомендации по размещению документов. Отдельно отмечаются документы, физическое состояние которых препятствует их нормальному использованию до проведения консервационных мероприятий. Такая информация фиксируется в следующей форме: «не выдавать» – шифр документа, не подлежащего выдаче; основание для внесения в данный перечень; ответственное лицо, установившее критическое состояние документа (Ф.И.О., квалификация или статус); дата внесения в перечень; планируемый срок выполнения консервационных мероприятий, разрешающих пользование документом.
При этом должны быть указаны рекомендуемые сроки экспозиции и светокопирования, исходя из ценности документов и характера повреждений. Это позволит распределить документы (полный перечень) по параметрам возможности или невозможности экспонирования и светокопирования; перечень должен обновляться помесячно.
        Этап IV. Наблюдения за состоянием коллекции
    Этап позволяет выполнять наблюдение за состоянием фонда экспертам-консерваторам. Постоянному контролю подвергаются документы, составляющие «группу риска» (со значительными биологическими и физико-химическими повреждениями, для которых были выполнены запланированные консервационные мероприятия или которые должны их пройти). Перечень контролируемых документов создается на первом этапе. Такие документы составляют фиксированную часть зоны мониторинга. Кроме того, предлагается проводить выборочное обследование и других документов поквартально, причем документы для обследования определяются методом случайной выборки. Консервационный мониторинг проводится специалистом-консерватором, при заполнении формы мониторинга указывается дата проведения проверки, Ф.И.О. эксперта, его квалификация.
        Для постконсервационного обследования необходима оценка состояния документа по двухбалльной шкале («без изменения» – «наличие изменений») при определении следующих параметров описания: мониторинг биологического состояния документов; мониторинг физико-химического состояния документов; мониторинг состояния кожаных и пергаментных переплетов; мониторинг сос-тояния контейнеров (износ, изменение Ph); мониторинг состояния прокладок (износ, изменение Ph).
Для экспертной оценки состояния документов после ремонта, реконструкции, реставрации создается отдельная форма, в которой указывают дату оценки; Ф.И.О. эксперта, его квалификацию; виды работ (ремонт, реконструкция, реставрация); оценки («отлично», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»); Ф.И.О. лиц, выполнивших работы.
Экспертные оценки работ, проведенных реставратором, впоследствии должны использоваться при его аттестации, присвоении ему разряда, квалификации.
        Этап V. Фактическое выполнение реставрационных и консервационных мероприятий
    Все реставрационные и консервационные работы регистрируются отдельно по форме: дата выполнения работы; Ф.И.О. исполнителя, его квалификация; вид работ; использованная методика; инструкция, в соответствии с которой выполнена работа; расходные материалы; реактивы.
Нож складной спецназ; мощный арбалет. Ножи пират купить. Товары для дачи и отдыха.
Hosted by uCoz